Златоглавая

Москва – как много в этом слове для сердца русского слилось: деньги, власть, развлечения, знаменитые люди, красивые машины, высокие дома…

Провожал я сегодня своего братишку с Самой Главной Женщиной (ТМ) на поезд до Москвы. Решили они антикризисно провести каникулы, да и брату пора уже «увидеть Москву».

И вспомнилось мне как несколько лет назад с этого же вокзала, примерно в эти же дни года я уезжал в Москву, впервые совсем один, взбалмошно, спонтанно. И это была одна из самых моих запоминающихся поездок в столицу.

Учился я в классе 11, началась весенняя эпидемия гриппа, но меня обошла стороной. В общем, сидел я дома и маялся ерундой. И тут моей Главной Женщине пришло в голову поразвлечь меня и полезным делом занять. В итоге, за один вечер, решили отправить меня в Москву «за товаром». В то время, у мамы, был отдел по продаже шерсти, вышивки и всякой другой фигни. И я могу с гордостью сказать, что один раз в жизни побыл челноком. Настоящим, с большими китайскими клетчатыми сумками и их провозом на себе и в багажном вагоне поезда.

Купили билет плацкартом, собрал минимум вещей, сделал копии нужных документов и отправился на вокзал. Кстати, вы знаете, что есть традиция: заходя через центральный вход вокзала города Челябинска, нужно остановиться в центре холла, в середине «звезды» и топнуть ногой – по всему атриуму разлетится звучное эхо, оно гарантирует вам удачную поездку. Зашел, топнул, и полез в 13 поезд «Челябинск – Москва».

Попутчиком моим оказались солдатик и его мама. Познакомились, он мне все нахваливал службу в рядах нашей славной армии, про то, что половину расходов на отпуск берет на себя государство, и как классно, что он, вот так может поехать к родственникам в «саму Москву» с мамой, и мне бы надо после школы отслужить, а потом уже выбирать жизненный путь, понабравшись житейского опыта. Я – соврал, что еду к родственникам и что меня должны встретить на вокзале. На том и пообщались.

Потом приходили железнодорожные менты и интересовались, куда это я отправился несовершеннолетний, один. Дал им копию паспорта, затребовали оригинал, недоверчиво достал – и отстали. Так и доехали, с перерывами на покушать и размяться на станциях.

Вышел в 5 утра на давно знакомом Казанском и побрел к метро.

Отчетливо помню это ощущение одиночества, жажды приключений и дикой уверенности в себе. Остановился я у наших друзей, с которыми мы познакомились в одной поездке, людей у которых я должен был провести эти 5 дней, я не видел лет 6. Там был Леша, мой сверстник, умнейший парень, его мама, и отец – с которым я до этого знаком не был. Договорились, что меня встретят у метро Кутузовская (по-моему).

В назначенное время приезжаю на нужную станцию и… Не встречает никто :) Позвонил, уже в пути. Очень тепло встретили, вздремнул и поехал в «Парк победы». В то время я очень увлекался историей второй мировой и был несколько расстроен этой пропагандистской выставкой с максимумом пафоса и минимумом информативности.

Потом, встретился с Лешей, смотрели начало стройки Москва-сити, гуляли по Арбату, по красной и прилегающей территории. Лешка дружил с историей и подкидывал интересных фактов мне, приезжему.

Потом, я несколько дней гулял по Москве, заглядывая периодически в интересные мне места. Но больше же, просто гулял, надев наушники с плеером и SD-карточкой на 32 Мб, и по-моему 24 песнями, которые я выучил наизусть в эту поездку. А, не было возможности закинуть новые :) Так и гонял «Касту», да «Несчастный Случай» и несколько зарубежных треков.

В больших ботинках «говнотопах» и теплой, бесформенной аляске я месил слякоть мартовских улиц столицы. Гулял по центру, смотрел вокруг, вдыхал такой насыщенный энергией и выхлопами воздух столицы, провожал взглядом шикарные авто и нестандартных, по региональным меркам, людей. Молча. Уставал – садился на какой-нибудь транспорт и ехал в любом направлении, усевшись у окна. Приближаясь к метро – выходил, ведь я ориентировался только по упрощенной карте метро, которое, надо отметить, очень полюбил.

Потом, весело поехал на «закуп». Метро «Сокол», с час искал нужный мне трамвай, доехал по каким-то закоулкам в промзону, на склады. Завалился к администратору, показал заказ, и потом долго собирал его баулами по разным боксам. Помню, что было тяжело тащить здоровенные китайские сумки в клеточку, набитые вышивкой от одного бокса к другому, но чертовски весело. Потом, вызвали «Новое Желтое Такси» в виде волги. Еле закрыли багажник, заняли все заднее сидение, я сел на переднем пассажирском и поехали на Казанский вокзал по диким московским пробкам. Мой водитель периодически смотрел на карту. Нам сбила правое зеркало какая-то дура на девятке. Мы бибикали и перестраивались, догоняя ее и попутно матерясь. Озлобленный таксист довез меня до вокзала, выставил счет на 300 рублей (смешные для Мск, на сегодня цены), пока я расплачивался, резвые носильщики уже погрузили все мои мешки в огромную тележку и были готовы везти. Через 200 метров наш караван достиг камеры хранения. Каково же было мое удивление, когда носильщики запросили сумму, превышающую ту, что я заплатил таксисту за полчаса пути, но делать нечего, расплатился по их цене. Расплатился за камеру и пошел в ближайший макдональдс, заперся в туалете, и начал считать оставшиеся деньги. Вроде хватало, но впритык.

Мило отужинали у «принимающей стороны» и отправились провожать меня на вокзал. Там пришлось взвешивать мое приобретенное имущество (внеплановые расходы), оплатить провоз в багажном вагоне («по новым тарифам»), и оплатить услуги носильщика, который сопутствовал нам от камеры хранения. В общем и целом я понял, что не попадаю в бюджет. Пришлось «занять» имевшиеся в наличии 200 рублей у моих провожающих и с 20 рублями сесть в купе. Даже на постельное белье – не хватало :) Договорился с проводницей, что за белье расплачусь по приезду. Благо я купил некоторые продукты в дорогу. Но, в итоге у меня имелось: 20 рублей, булка хлеба, 3 доширака и литровая бутылка Sprite. С этим хозяйством и несколькими баулами в соседнем вагоне я и отправился на родину.

На обратную дорогу мне досталось полное купе: учительница из Златоуста, возвращающаяся с конференции, Копейский паренек возвращающийся из Германии от родственников и Шишка из местного наркоконтроля, возвращавшийся с «вручения наград» президентом, который умудрился проспать с похмелья свой самолет до Челябинска.

Этой разношерстной компанией мы и тронулись. Мне сразу предложили переехать наверх и «не мешать». Я с готовностью откликнулся на просьбу Шишки и провел сутки на верхней полке, не сильно влезая в половые события. А, интересного было много. Паренек – рассказывал про «зазоконенную» Германию, Шишка – про встречу с президентом, а учительница мило молчала и улыбалась. Очень скоро понадобились средства для разогрева разговора. Шишкин Коньяк – закончился (я – не пил). Сходили в ресторан, поудивлялись «астрономическим» ценам и заскучали. И тут слажу я. Говорю:

- «Мужики, при всем уважении, могу предоставить вам для личных нужд 500 грамм водки. Но, войдите в положение, остался без денег, подкормите в отместку при необходимости».

- «О чем речь! Давай доставай, не обидим, дружище ты наш юный. А что за водка?».

А водка была хорошей. У меня в рюкзаке жила, в то время, на постоянной основе фляжка на пол-литра. Предназначалась она для крайних нужд. Сам я водку не употреблял, но активно промывал ей раны от падений на велосипеде и, бывало, пару раз согревался в лесу.

И после этого маневра я питался как заправский пассажир поезда номер 14 «Москва-Челябинск». И гамбургеры замороженные ел из Германии, и рыбку с пивом, на станциях. Пока я читал книжку, на верхней полке, внизу разыгралась целая life story, Шишка успел рассказать последние 20 лет своей жизни, Училка внимала, а Паренек мирно спал на соседней верхней полке, периодически прося у меня плеер. К концу поездки Шишка предлагал Училке стать его любовницей, родить ему сына, почему-то Ивана, пенял свою семью и жаловался про дочь лентяйку. Училка, не сильно сопротивлялась и поддавалась страстным лобызаниям. Он проводил ее на Златоусте и передал сумку в руки мужу, смотрел в окно – опечалившись, понимая, что больше не увидит ее. Шишка, звал меня в гости в наркоконтроль, что около университета, я вроде даже взял его визитку. Точно помню его шикарный литой жетон наркоконтроля и как он сказал: «В тамбуре курили травку, уж я-то этот запах из тысячи узнаю»…

Прибыли. Расплатился с проводницами. Пожал руку моим спутникам и потащил тюки в машину Самой Главной.

Жалко, что с той поездки не осталось фотографий. Пленочный, дешевский фотик сломался, как позже выяснилось, и накладывал фотографии одну на другую. Осталась, только банальная фотография на красной площади на фоне Покровского собора… И еще остались часы Swatch, желто-черные, с молнией вместо секундной стрелки, которые я купил на третий день пребывания в златоглавой, на «кровно заработанные».

Но остались незабываемые впечатления и ощущение этого случайного наблюдателя за сверхбыстрой и, как тогда казалось, недосягаемой жизнью.

Потом были другие поездки и другие впечатления. Очень хотелось стать частью этой энергетической системы, но со временем ослабло и перехотелось. Пришли свои плюсы проживания в милионнике за сотни километров от столицы.

Хочется, чтобы и брат, увидел столицу такой: энергичной, всевозможной, большой, богатой, разноплановой. С ее богачами и бомжами. С дорогими авто и бесчисленными алкоголиками живущими на аренду от сдаваемых квартир. Хочется, чтобы он попал-таки в авто-музей, который так ему интересен. Посмотрел закулисья столичных театров, с мамиными знакомыми, попробовал бутерброды в Ростиксе, которые так хотел, насмотревшись рекламы, и вернулся домой в такой серый, но до боли родной город.

• http://rayne_minstrel.livejournal.com/ rayne_minstrel

В Москве была дважды и все в прошлом году — первый раз перед отлетом в Америку, второй раз — после. В последнем случае даже пожили там с недельку, встретились в реале с некоторыми ЖЖ-френдами-москвичами. Поняли одно — хотите увидеть настоящую Москву, небанальную, со всеми переулочками, закоулочками — берите с собой в гиды коренного москвича, то бишь, не понаехавшего, а родившегося здесь. В этом плане нам очень помогла девушка Вера, которая, к тому же увлекается историей. Сами вы ничего интересного кроме Арбата и Красной площади не найдете. Туда же проведут вас и друзья, приехавшие в Москву энное количество лет назад на учебу/работу. Понравилось в Москве наличие мест, где можно поесть — просто поесть, а не попонтоваться. Та же «Му-му, например.
    С Питером ситуация другая — из-за прямолинейной планировки приезжий без труда может найти главные достопримечательности города — все рядом, в пределах получаса неспешной ходьбы — вылезаешь на «Гостином дворе» — и пожалуйста — прямо пойдешь — Дворцовая площадь с Эрмитажем, свернешь — дойдешь до Исаакиевского собора и Сенатской площади, свернешь в другую сторону — Спас-на-Крови, а за ним — Михайловский замок. По пути увидишь еще много интересного. Правда, в Питере есть своя специфика — погода. Осенью, зимой и ранней весной там уныло. Были в середине сентября прошлого года, там уже наступила настоящая осень без всяких поблажек, а так как приехали сразу же после полулетней погоды, царившей тогда в Москве, то промерзли насквозь. Плюс к этому у друга, к которому вписались, в квартире стоял суровый мороз похуже чем на улице (он-то к нему привык) и было одно одеяло и одна подушка на двоих. Правда, друг мужественно выделил нам кровать, сам заночевав на полу. Было забавно.
    Насчет всяких едо-питьевых заведений — в Питере есть коронные «Пышечные» — впервые видела, как в кафешку выстраивается очередь из пенсионеров! — и есть замечательное заведение «Штолле», что на Васильевском острове. Это пироговая, основная фишка — большие куски пирогов с какими хочешь начинками. Водили местные жители, уж они знают толк.
    Вот так. Москва — город своеобразный, только надо брать опытного гида, а то кроме гламура и не увидишь ничего. И планировка города своеобразная. Кто жил в Е-бурге, тому такая городская нелогичность привычна. Чел-ск в этом плане похож на Питер — все квадратно и прямолинейно.